При проведении картографирования местности современными фотограмметрическими методами эффективно применяются спутниковые системы позиционирования. С их помощью производят определение в полете координат и ориентации аэрофотосъемочной камеры, осуществляют вождение по заданным маршрутам летательных аппаратов и создают на местности сеть с необходимым количеством опознаков.

Обеспечение требуемого при крупномасштабных съемках дециметрового уровня точности достигается за счет применения дифференциального метода спутниковых измерений с использованием фазовых методов, для реализации которых разработаны специальные быстродействующие способы разрешения неоднозначностей. При этом требуют своего решения и такие вспомогательные проблемы, как синхронность работы находящегося на борту спутникового приемника и съемочной камеры, определение элементов эксцентриситета между фазовым центром антенны и центром проекции камеры, а также применение дополнительных мер в случае недостаточного количества наблюдаемых спутников.

Для преодоления трудностей, связанных с получением однозначных значений расстояний, измеряемых фазовыми методами, разработан специальный быстродействующий метод разрешения неоднозначности в полете (OTF). Не останавливаясь на подробном рассмотрении принципов работы OTF, заметим, что данный метод базируется на рациональном сочетании фазовых и наиболее точных кодовых измерений, сопровождаемых оперативными методами обработки получаемых данных. Практическое апробирование последних версий рассматриваемого метода свидетельствует о том, что достаточно надежное разрешение неоднозначностей достигается при последовательной регистрации всего нескольких эпох спутниковых наблюдений.

Поскольку спутниковый приемник позволяет непрерывно отслеживать поступающую на его вход информацию и получать данные о приращениях количества целых циклов, относящихся к фазовым измерениям, то упомянутый оперативный метод разрешения неоднозначности OTF используется, как правило, или вначале маршрута полета самолета, или в тех случаях, когда в поле зрения остается менее четырех спутников, что наиболее часто наблюдается при наклонах самолета во время его виражей.

Что касается точности конечных результатов, то потенциальные возможности спутниковых фазовых измерений позволяют без каких-либо затруднений обеспечить необходимый для крупномасштабных аэросъемочных работ дециметровый уровень точности. Вместе с тем ощутимая потеря точности может наблюдаться в случае несинхронной регистрации спутниковых измерений и срабатывания затвора съемочной камеры. Для решения этой проблемы в используемый на боргу самолета комплекс аэросъемочной аппаратуры вводится внешнее управляющее устройство, обеспечивающее синхронный режим работы, относящийся к спутниковым измерениям и к работе затвора аэросъемочной камеры. По результатам проведенных исследований установлено, что нарушение отмеченного синхронизма может приводить к возникновению ошибок, достигающих нескольких метров.

Невозможность пространственного совмещения фазового центра антенны спутникового приемника с центром проекции фотокамеры обусловливает наличие трехмерного эксцентриситета, включающего в себя расстояние между упомянутыми центрами и три угла ориентации. Поскольку расстояние является инвариантной величиной, то оно может быть определено в статических условиях традиционными техническими средствами. Для определения ориентации платформы с установленным на ней оборудованием в динамических условиях приходится прибегать к использованию таких специализированных устройств, как наклономеры, а в отдельных случаях и к применению трех разнесенных в пространстве антенн спутникового приемника Проведенные в этой области исследования свидетельствуют о том, что информация об углах ориентации имеет меньшее значение, чем знание точного положения центра фокуса камеры в момент съемки.

Проблема вождения аэросъемочных самолетов по заданным маршрутам относится к навигационным применениям спутниковых систем позиционирования. Для ее реализации используется тот же самый спутниковый приемник, работающий в дифференциальном режиме и выдающий результаты в реальном масштабе времени. Достижение характерного для аэросъемочных работ вождения самолета с точностью на уровне около 10 м не вызывает существенных затруднений.

Применительно к решению задач, связанных с созданием спутниковыми методами наземного геодезического обоснования, следует заметить, что необходимая точность на уровне от одного до пяти метров может быть реализована на основе применения кодовых измерений и использования упрошенной спутниковой приемной аппаратуры (например, одночастотных приемников, работающих в дифференциальном режиме). Технология выполнения работ по созданию съемочного обоснования подробно рассмотрена в утвержденной в 2002 г. «Инструкции по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.